Эксперт: преподавание двух иностранных языков в школе невозможно из-за дефицита кадров

Изучение двух иностранных языков в школе по-прежнему находится под вопросом в связи с тем, что не хватает специалистов. Об этом в пятницу заявила ТАСС руководитель центра иностранных языков корпорации «Российский учебник» Ольга Денисенко по итогам панельной дискуссии на форуме «Город образования» на ВДНХ.

«Вторые иностранные языки — один из самых актуальных вопросов. Мы видим проблему, что школа по-прежнему не готова, нет кадров и возможностей. Даже в гимназиях и лицеях сегодня, как правило, преподается только один иностранный», — сказала эксперт.

По ее словам, за последние 25 лет вторые языки из школы ушли. «Учителя немецкого, французского, испанского языков переучивались на английский, и мы потеряли свой большой потенциал, который был еще в Советском Союзе, где всегда было несколько иностранных языков. Сейчас идет ситуация к возрождению, но, к сожалению, учителей нужно снова выращивать, их нет», — отметила Денисенко.

Она подчеркнула, что корпорация «Российский учебник» и центр иностранных языков будут предлагать возможные выходы из этой ситуации. «Первое, на что мы пойдем в скором времени, — это курсы по языковой переподготовке. Для быстрого восстановления языковой практики мы предложим дистанционные курсы интенсивной подготовки и вебинары, они помогут тем, кто преподавал, но затем переквалифицировался, а он любит свой французский, немецкий и хочет к нему вернуться», — заключила эксперт.

История вопроса

Первого сентября 2015 года в силу вступил первый федеральный государственный образовательный стандарт (ФГОС) для пятых — девятых классов, который предполагает обязательное изучение двух иностранных языков в школе с 2020 года. До этого времени был установлен переходный период, чтобы школы могли сами выбрать год введения второго языка в программу. К концу 2015 года Минобрнауки, которое на тот момент возглавлял Дмитрий Ливанов, заявило том, что второй иностранный язык преподается в 10% школ, высказывались опасения, что ввести второй язык будет трудно из-за дефицита учительских кадров.

В 2017 году министр образования и науки Ольга Васильева выступила с предложением изучать в школе только один иностранный язык, а не два, как предлагалось раньше. Свое мнение она аргументировала тем, что лучше знать хорошо хотя бы один иностранный язык. Однако изменения во ФГОС сделаны не были.

В 2022 году планируется ввести обязательный ЕГЭ по иностранному языку. Он будет разделен на базовый и профильный по аналогии с математикой. Можно будет сдавать один из пяти языков на выбор: английский, немецкий, французский, испанский язык или китайский.